«В старой школе я семь лет была отличницей, участвовала в олимпиадах. Не скажу, что очень любила учиться, делала это скорее из чувства долга перед матерью». Она много в меня вкладывала и надеется, что я достигну успеха. Кроме того, не хотела снижать планку, разочаровывать учителей, да и давать одноклассникам повод злорадствовать. Потом поступила в более престижную школу, мама настаивала, что важно зарекомендовать себя, заработать авторитет. Но у меня нет желания по новой налаживать отношения с преподавателями. Да и заниматься совсем не хочется, хотя я всегда была трудолюбивой и целеустремленной, могла заставить себя делать то, что не хочется. В итоге пошли тройки и двойки. Теперь часто рыдаю из-за оценок, мама постоянно меня ругает, что я скатилась. Со многими преподавателями плохие отношения, они считают меня глупой. Чувствую давление и безысходность, кажется, что все безнадежно, я не смогу исправиться и меня отчислят, придется идти в менее престижную школу. Перспективы пугают. Учиться тяжело еще и потому, что в этой школе нет системы, мы занимаемся не по программе, а по усложненным лекциям, а мне очень важна система, во всем. Плюс занятия спортом, курсы до позднего вечера, подготовка к олимпиадам, вечная усталость. Кажется, я постоянно кручусь, что-то делаю, но результата ноль. Нужно делать еще больше, но нет ни сил, ни желания. Два года не могу выбраться из этого замкнутого круга. Как вы думаете, почему пропал энтузиазм, желание чего-то добиваться? Как с этим справиться? Как научиться проще относиться к неудачам?

Евгения, 15 лет

Евгения, ваше положение действительно кажется отчаянным. Вы столько сил вложили в то, чтобы радовать значимых взрослых, но, насколько я понимаю, по-настоящему порадоваться вам самой так и не удалось. Когда от нас ждут только результатов и достижений, мы начинаем ощущать себя лишь «приложением» к своему успеху, функцией «ученик» или «хорошая дочь». Быть не живым человеком, а функцией очень неприятно.

С другой стороны, ваша мама права: в амбициях, знаниях, достижениях нет ничего плохого. Наоборот, заложенные в вас способности к усердию, трудолюбию и упорству и дальше помогут вам в жизни. В вашей прежней школе, где была понятная система и требовались, прежде всего, послушание и исполнительность, вы отлично справлялись. А в этой школе, вероятно, требуются другие навыки: не отвечать заученное, а анализировать материал, формировать и выражать мнение, а вам, возможно, это сложно.

К тому же вы остались без поддержки взрослых. Они не могут понять ваших затруднений и помочь вам, вместо этого просто выдвигают требования, объявляют вас ленивой, проявляют недовольство. И вам трудно честно сказать: я не справляюсь с этим типом образования, с этой планкой. Кроме того, у вас сейчас подростковый кризис, в разгар которого часто падает успеваемость, ведь организм работает на пределе: слишком много физиологических и психологических задач приходится решать в этот период.

Евгения, похоже, вам нужна помощь. Попробуйте найти в своем окружении понимающих взрослых, которые могли бы помочь вам справиться с теми задачами, которые вы сами перед собой ставите. Или, может быть, они смогут помочь вам выбрать планку по силам. Ведь учеба «на последнем издыхании» никому не нужна. Окружающие взрослые хотят вам добра, просто иногда нужно помочь им осознать, что именно для вас добро.

Источник: psychologies.ru