Хочу проиллюстрировать слова коллеги Гридаевой Галины, написавшей замечательную статью "Преждевременная сексуализация в предподростковом возрасте":

С точки зрения общества – наше общество – общество потребления, ориентировано на инстинкты. Идет массивная атака извне, цель которой – разбудить, расшевелить инстинкт. Люди, движимые инстинктом, а не разумом, потребляют больше. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор. Взрослые люди, у которых психические защиты уже сформированы и работают (в идеале), и то не всегда выдерживают. Конечно, дети особенно находятся в зоне риска.

анализом одной рекламы:

Итак.

1. Анализ уровней потребностей в иерархии А.Маслоу,  на  удовлетворение которых рассчитан этот товар . 

«Как же направить человека к покупке? Очень несложно. Обычно люди склонны подражать полюбившимся героям рекламных роликов. Они подсознательно идентифицируются с ними – и поступают "как они". Сам рекламный девиз оформляется четко и жестко для того, чтобы передать потребителю конкретные инструкции поведения, даже если он не содержит глагола.» [1]

« И все потребности неизменно предметны, конкретны, содержательны — важно лишь на имеющуюся "психологическую валентность" избранной потребности "насадить" рекламируемый товар. И товар свяжется с потребностью — и станет жизненно необходимым!» [1,с.29]

Согласно иерархии потребностей А.Маслоу заданная реклама рассчитана на удовлетворение следующих потребностей.

  • Физиологические потребности.                                                                                  В данном случае – это:
      Удовлетворение жажды в жаркий летний день, что подчеркивается и синим фоном, ассоциирующимся с водой и прохладой;
  • Потребность в сексе, об этом говорит эротический образ девушки: томный взгляд, приоткрытый рот, рыжие волосы («рыжая-бесстыжая»), обнаженные плечи, мороженое в виде фаллического символа, поднесенное к приоткрытым губам в сопровождении слов «Дразни Наслаждайся».
  • Потребность в безопасности. Неудовлетворенная жажда в летний жаркий день – это опасность для здоровья, и чтобы ее избежать, необходимо съесть предлагаемое мороженое.
  • Социальные потребности.Потребность в красоте
      – потребность есть красивую пищу, выглядеть красиво (сопричастность рекламируемому образу). И мы видим, как образ развратной шлюхи выдается за образ красоты.
  • В удовольствии – в рекламе акцент делается на наслаждение, как пищевое, так и сексуальное, и в итоге, наслаждение жизнью. Т.е. наслаждение жизнью — это наслаждение сексом.
  • В причастности и любви: в глазах мужчин эротический женский образ является волнующим и желанным и удовлетворяет потребность в любви, а женщинам помогает почувствовать себя причастными к этому образу и удовлетворить потребность быть желанной и любимой. «Женское потребление многих товаров регулируется в первую очередь принципом дополнительности: чтобы женщина состоялась как женщина в природном и культурном смысле, она должна быть дополнена мужчиной, что обеспечивается продуманным конструированием через потребление своего притягательного образа.»[1, с.32] Т.е. потребность в любви подменяется физиологической потребностью в сексе. А желанную и любимую заменяет образ сексуальной шлюхи, которую можно употребить как мороженое.
  • В свободе:
  •  – свободе сексуальной: «Одна из универсальных норм культуры состоит в том, что, несмотря на наличие обоюдного притяжения, женщине отводится пассивная, а мужчине активная роль. В контексте этой нормы главным орудием женщины в утверждении своего права на выбор является ее сексуальная привлекательность: чем привлекательнее женщина, тем больше на нее слетается поклонников, что дает ей шанс на относительную свободу выбора без ломки культурных норм.» [1,с.31] Т.е. свобода сексуальных отношений — это и есть свобода в жизни.

    —  и свободе действий вообще, благодаря акценту на «Extreme». 

    • Потребность в уважении и признании.

    Удовлетворение потребности в презентации «Я». Каждый здоровый сексуально активный человек, будь то мужчина или женщина, хочет быть признанным привлекательным для противоположного пола. Эротический женский образ, образ красавицы – это один из архетипов коллективного бессознательного. И принадлежность к нему способствует удовлетворению данной потребности.  [1;2] 

    • Потребность в самоактуализации
    • « эротичность женского образа на всех этапах развития человеческой культуры является естественным условием действия культурных норм, регулирующих право женщин на выбор партнера. В господствующей на протяжении тысячелетий вплоть до наших дней патриархальной культуре у мужчины шире спектр возможностей для самореализации. Любовь, семья — лишь одна из них. В то же время у женщин всегда этот путь самореализации был ведущим.

    В современной культуре конца ХХ в. наметились сдвиги в сторону расширения спектра женских возможностей самореализации помимо семьи, но для большинства женщин они по-прежнему либо недоступны, либо мало привлекательны в качестве альтернативы. В модели идеальной женщины безусловной доминантой у всех народов была ее сексуальная привлекательность.» [1, с.32]

    • акцент на «Extreme» — это призыв к сымовыражению и самоактуализации, призыв выйти за рамки шаблонов повседневности и совершить нечто экстраординарное.  В контексте данного изображения: вместо того, чтобы направить свой потенциал на свободу в творчесте, в социальном взаимодействии, настройся на экстремальный секс.

    Таким образом, за счет внедрения таких вот образов  происходит подмена всех социальных потребностей и потребности в самоактуализации на физиологическую  потребность  в сексе, за счет чего и происходит остановка в развитии личности и ее деградация. И в первую очередь эти образы в обход сознания формируют мировоспритие детей.

    Следующий вид анализа как раз это и подтверждает.

     

    2. Анализ, на какие группы потребителей направлена реклама. 

  • По модели VALS
  • Реклама направлена на группы потребителей, ориентированных на внешний мир:

    1) принадлежащих к определенному классу. Поскольку реклама носит ярко выраженный сексуальный характер, можно сделать вывод, что она направлена на группу  людей,  заинтересованных в демонстрации своей сексуальной привлекательности.

    2) подражатели, т.е. те, кто хочет быть «как все» сексуальными и «экстремальными», получать удовольствие и наслаждение в рамках заданных шаблонов.

    3) достигающие успеха, в данном случае люди, которые пользуются интересом у противоположного пола и ведут раскрепощенный образ жизни.

     

    • По модели LOV

    Реклама направлена на потребительское поведение следующих типов:

    • межличностный фокус – важно взаимодействие с другими, и данный товар направлен на поддержание этого взаимодействия:
    • забава и удовольствие: призыв «Дразни Наслаждайся», мороженое в виде фалического символа и манящая красавица обещают и забаву, и удовольствие.
    • теплые отношения с другими: сексуальная привлекательность и смелость вызывают симпатии противоположного пола.
    • внешний фокус – большинство приобретений делается с ориентацией на других:
    • чувство принадлежности: принадлежность к категории сексуально привлекательных и раскрепощенных людей, наслаждающихся жизнью во всех ее проявлениях и добивающихся поставленных целей.
    • быть уважаемым: принадлежность к сексуально активным привлекательным, раскрепощенным и здоровым людям вызывает уважение в обществе и самоуважение. Ведь набор этих качеств позволяет не только вызывать интерес у противоположного пола, но и сделать карьеру, и достигнуть успеха в материальном плане.
    • безопасность: принадлежность к группе здоровых, привлекательных и сексуально активных людей вызывает чувство безопасности.

     

    А теперь самое интересное:3. Психологическая экспертиза безопасности рекламы.Оценка вероятности нейро-невроза (по сочетанию индексов нейтральности и полярности эмоций)

     

    Испытуемый: мужчина 44 лет.

     Ассоциации, вызванные рекламой:

    • Секс +
    • Похоть ?
    • Обман —
    • Манипулирование —
    • Вожделение —
    • Холод —
    • Сладость +
    • Страх —
    • Наслаждение ?
    • Неуверенность –

     

    Индекс нейтральности эмоций:

    (2 – 8)/10 = — 0,6 – яркая эмоциональная реакция

     

    Индекс полярности эмоций:

    (2 – 6)/8 = — 0,5 – негативные эмоции

     Вывод: эта реклама вызывает внутреннее сопротивление до уровня аффективного шока и как следствие возможен нейро-невроз.

     

    Оценка вероятности мета-невроза (по контент-анализу рассказа).

     «Рыжая с*ка(1) держит мороженое как чл*н. Ну да, красивая, но глаза бл*дские(1). Не вызывает желания съесть мороженое, а лишь отыметь(1) в рот. А до этого ее накормили в кафе пиццей, пообещали свозить на Мальдивы, купить порш кайен, напоили(1) мартини и отымели(1)… Затем купили не самое лучшее(9) мороженое. Лизнув мороженое, она скажет: «Какая же это гадость(5), Петров, как и ты сам».

     Категории контент-анализа:

    • агрессия
    • доминирование
    • подчинение
    • правила
    • стресс, фрустрация
    • обида
    • страх, испуг
    • поражение
    • отвержение, одиночество,
    • бегство, уход.

     

    Вывод: 7 негативных проекций – средняя вероятность мета-невроза.

    Оцените вероятность мета-невроза (по контент-анализу рассказа).Оценка вероятности мета-невроза (по контент-анализу рассказа).Оцените вероятность мета-невроза (по контент-анализу рассказа).

     

    Вот такие образы атакуют нас и наших детей. Фрейд открыл ящик пандоры, открыв свободу действий  низменным инстинктам. И не осветив высшей природы человека, котрая заключается в любви, стремлению к свободе, исходящей из нравственных интуиций, а не из низменных инстинктов, стремлению к самоактуализации. Высшая природа требует работы над собой, стремления к самосовершенствованию, а это так трудно и неудобно. А низменные инстинкты призывают к удовольствиям и наслаждениям, ведь это так приятно. Только вот все имеет свою цену… Но выбор всегда за вами, и возможность делать такой выбор — это и есть свобода.

     

    Список литературы:

  • Любимова Н.Г. Поведение потребителя. Издательство дальневосточного университета: Владивосток, 2004 — 139с.
  • Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Монография.- Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.
  •  

    Источник