Эта статья не про естественный отбор. Возможно, стоило написать и про него: чем не мотивация – риск быть съеденным или тухнуть на свалке истории!

Впрочем, эти ужастики – всего лишь грустная изнанка того чудесного пути, о котором идёт речь ниже. Пользуйтесь обеими сторонами по своему вкусу 😉

Мотивируй Эволюцией

Есть извечные проблемы, над которыми люди бьются тысячелетиями, но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Проблема мотивации была бы безусловным чемпионом среди таких проблем, если бы не многострадальный институт семьи.

— Как добиться от людей продуктивных, по нашему мнению, действий?

— Что заставит их двигаться – даже туда, куда им самим выгодно?

— Окей, а туда, куда выгодно мне?)))

— Как самого себя «допинать» до «своих» целей?

В принципе, Артемий Лебедев уже ответил исчерпывающе: «Да никак. Оставайтесь в Ж…»

Если бы место, где предлагает оставаться злой гений, всегда выглядело столь печально, можно бы было не писать эту статью. Но ведь нам обычно кажется, что мы пока в порядке!

Дело в том, что эволюция сознания продолжается. Вчерашние достижения сегодня становятся обыденностью, а назавтра – балластом. На нашей памяти так было с прямой рекламой, с позитивным мышлением, с аутотренингами.

Хуже того, потребности растут с драматически большей скоростью, чем эффективность способов их удовлетворения. Ведь сознание на редкость искусно в хранении хлама – привычных решений, которые давно пора исключить как откровенно вредные.

Например, в деловой среде хватает боссов, которые до сих пор искренне считают мотивацией оплату труда, включая разные проценты и бонусы. С каким же недоумением эти ребята обнаруживают, что сотрудник, которому подняли %, начинает работать хуже…

Оказывается, поведение человека загадочнее, чем собаки Павлова, и бихевиоризм помогает в мотивации не больше, чем добрый ломик в ремонте Айфона.

Человек стремится достичь целевого (а не бесконечного) уровня благополучия минимальными усилиями. Если ему повышают процент, это становится для него долгожданной возможностью сократить усилия. Цель «больше заработать» может иметь место, но её необходимо не предполагать как нечто само собой разумеющееся, а оценивать.

Оценивать – значит, прогнозировать уровень, до которого человек хочет увеличить своё вознаграждение. В реальности не существует понятия «как можно больше». Более того, если сотрудник не находится в критическом бедственном положении, можно ничего не оценивать, а просто переключиться на другие факторы мотивации, потому что если бы ему был нужен более высокий уровень дохода, он бы его себе организовал.

Что человеку нужно всегда, так это ощущать себя не хуже себе подобных. Это ощущение может достигаться путём сравнения или путём принятия в «клуб». В обоих случаях незаменимую роль играют критерии сравнения. Что будем сравнивать: доход, внешность, власть, креативность, честность, ещё что-то? Если вам точно известны значимые для человека критерии, для мотивировки надо понять, как вы обеспечите ему ощущение выигрыша по этим критериям.

Но поскольку критерии постоянно меняются и редко бывают осознанны, взять и опросить людей об их целях и ценностях, что часто делают в рамках оценки персонала, – мера с весьма краткосрочным эффектом. Как же выстроить систему мотивации так, чтобы её не нужно было пересматривать каждый месяц?

Выход подсказан нам самой природой и самим фактом постоянной смены ценностей. Они меняются не просто так, а в ходе эволюции сознания. Эволюция, в свою очередь, подчиняется законам и протекает по одной схеме для маленьких и больших систем: человечества и человека, фирмы и отдела, страны и социальной группы.

Зная об этом, можно применить для мотивации любую авторитетную эволюционную модель, например спиральную динамику или архетипический квадрат. Можно также построить свою, как это сделали, например, в Интерволге. Далее – описать людям своими словами «путь героя», т.е. шаги и достижения, которые могут продвинуть человека по этим стадиям. Вам не нужно понимать, кто на каком уровне: оставьте людям возможность самоопределения.

Должен ли человек знать, о каких стадиях идёт речь? Не обязан: не все осознанно ищут рост. Каждый получит все необходимые сигналы через сравнение себя с окружающими, а не через рассказы о преимуществах следующей ступени. Эволюционная мотивация действует бессознательно.

Вместо объяснения каждому, кто он такой, и что ему надо сделать, чтобы вырасти, просто введите в обиход словечки и замечания, намекающие на рост и его связь с нужными вам усилиями.

Пример показал мне учитель химии, когда я учился в школе. Он много раз ненавязчиво рассказывал нам историю по приматов. Мол, есть высшие обезьяны, низшие обезьяны, лемуры, а есть ещё мало кому известный примат тупайя. Надо ли пояснять, что слово «тупайя» акцентировалось особо ярко и явно относилось к большинству присутствующих гимназистов…

Эволюционная мотивация лучше всего работает в руках заботливого руководителя (отца, если речь о семье), который пользуется ей с огромной любовью к подопечным. Если вы играете роль матушки-природы, приготовьтесь соответствовать. Но и бонусы, которые вы получите, того стоят. Среди них – благодарность, эпитет «лучший учитель жизни», гармоничный рост и высокая продуктивность труда при низких административных издержках.

Впрочем, сможете ли вы воспользоваться эволюционной мотивацией, зависит от того, не австралопитек ли вы сами 😉

* Собственноручно разработанная эволюционная цепочка хороша тем, что на ней можно очень точно отметить, какие аспекты развития вам важны. У неё есть и другие бонусы, но есть и большой минус: она может оказаться не универсальной. Безопаснее полагаться на признанные схемы.

* Тупайя когда-то считалась приматом, а сейчас отнесена к подклассу плацентарных млекопитающих наряду с приматами и шерстокрылами. Но оставим дотошность классификаторам: эволюционная мотивация человека строится на вдохновении.

* Глагол «допинать», появившийся в начале статьи, я всё чаще встречаю в контексте коучинга, в том числе слышу от самих коучей. Трудно представить себе более кричащую манифестацию непрофессионализма и извращённого понимания коучинга, исходящую, похоже, из глубинного ощущения беспомощности эго перед мудрым бессознательным. Если хотите обзавестись крепкой созависимостью и капитально искалечить себе жизнь, пинайте и будьте пинаемы. С точки зрения эволюции такая форма мотивации была последний раз актуальна 50 млн. лет назад, на заре развития высших приматов. Лобные доли у нас тогда начинали динамично развиваться, давая возможность осознавать и сравнивать себя и окружающих, делиться ресурсами, сравнивать себя с вчерашним собой. С тех пор пинок становится «крайней мерой» мотивации. Используя его раньше времени, мы низводим человеческое существо в статус ящера.

Источник: b17.ru